Международная аудиторская компания ТОО «Лира - Аудит»
26 лет работы в сфере консалтинговых и аудиторских услуг

Новости все новости

16 апреля 2024, вторник
Продлены сроки сдачи статистических форм отчетности
подробнее
2 апреля 2024, вторник
Итоги по снижению ставки розничного налога
подробнее

Аудит финансовой отчетности

Аудит финансовой отчетности – выражение мнения в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность. подробнее

Сопутствующие услуги

Мы проводим экспертизу состояния и консультирование по вопросам бухгалтерского учета. подробнее

Мировая экономика – на карантине

26 февраля 2020

Помимо трагических человеческих последствий, связанных со вспышкой коронавируса, влияние распространения заболевания на глобальную экономику и мировые рынки является одним из наиболее широко обсуждаемых вопросов мировой общественностью.

Первый вопрос связан с тем, насколько вспышка вируса замедлит рост китайской экономики и как долго будет происходить это замедление. Китай является второй по величине экономикой мира, крупнейшим производителем и торговым партнером многих стран, включая Казахстан. По последним данным, на Китай приходится 16% мирового ВВП и 30% глобального экономического роста.

Экономический консилиум 

Согласно изданию The Washington Post, по некоторым оценкам, эпидемия коронавируса может привести к тому, что прогнозируемая оценка роста экономики Китая по итогам первого квартала (и, возможно, в последующих кварталах) будет сведена к нулю.

По мнению консалтинговойкомпании Wood Mackenzie, если предположить, что китайскому правительству удастся принять скорейшие меры по сдерживанию эпидемии, рост экономики Китая все равно замедлится до 5,8% в годовом выражении. Однако Wood Mac полагает, что во втором квартале произойдет восстановление активности и рост ВВП Китая составит 6%, после чего вернется к своей замедленной траектории, и рост экономики Китая по итогам 2020 года составит 5,8%.

Примерной позиции придерживается рейтинговое агентство Moody’s. По его оценкам от 11 февраля, «экономический эффект от распространения вируса продолжится в течение нескольких недель, после чего экономическая активность начнет восстанавливаться».

Согласно мнению Зенг Ганга, заместителя председателя Китайского национального института финансов и развития, сценарий может повторить ситуацию 2003 года, связанную с эпидемией атипичной пневмонии. Как сообщает Reuters, Зенг полагает, что отрицательный эффект вспышки коронавируса на итоговое значение роста ВВП будет варьироваться между 0,2-1%.

Несмотря на эти оптимистические оценки, многие эксперты выражают серьезное сомнение в потенциале роста китайской экономики. К примеру, эксперты Китайской Академии социальных наук, которая дает рекомендации Государственному совету КНР, считают, что по итогам первого квартала рост ВВП Китая упадет ниже 5%, что является самым отрицательным прогнозом в отношении китайской экономики и, в случае подтверждения, окажет разрушительное воздействие на глобальную экономику.

Как бы то ни было, следует осознавать, что экономика Китая в настоящее время по своим размерам в четыре раза превышает экономику 2003 года. Сейчас становится очевидным, что инфекционный «эффект» от коронавируса является гораздо более высоким, чем от эпидемии атипичной пневмонии 2003 года. Ограничения на передвижение населения и закрытие предприятий в Китае уже привели к тому, что некоторые провинции страны, которые на 90% вносят вклад в экспорт страны, либо закрыты, либо работают на неполную мощность, начиная с 31 января этого года. Объем продаж недвижимости снизился более чем на 90%. 9 из 10 компаний, опрошенных Торговой палатой США в Шанхае, заявили, что перевели работников на «рабочий режим из дома».

По сообщениям информагентства Reuters, Всемирный банк рассматривает возможность предоставления технической поддержки Китаю для восстановления экономической активности, пострадавшей в результате распространения вируса. При этом более 300 китайских компаний, оперирующих в различных сферах бизнеса, заявили, что нуждаются в кредитной поддержке на сумму более $8,2 млрд для преодоления отрицательных последствий эпидемии.

Учитывая масштабы китайской экономики и степень ее интеграции в мировую, следует осознавать, что глобальные последствия вспышки коронавируса будут значительно серьезнее, чем это было 17 лет назад. По словам Бет Анн Бовино, главного экономиста S&P Global, раньше было популярным высказывание, что «если у США возникла простуда, то весь мир заболевает гриппом». В настоящее время это суждение применимо к Китаю.

Большой интерес в этом направлении прикован к поведению Федеральной резервной системы США. Вопрос, который задают себе инвесторы, связан с тем, пойдет ли ФРС на внесение изменений в монетарную политику для смягчения негативного эффекта от коронавируса. Согласно CME Group, использующей FedWatch Tool, вероятность, как минимум, однократного сокращения учетной ставки к июню этого года составляет 42%, что в два раза превышает показатель вероятности, сделанный месяц назад.

Многие эксперты полагают, что вспышка коронавируса завершится к весне этого года, и экономика Китая сможет наверстать упущенные потери к концу года. По мнению Эндрю Хантера, ведущего экономиста Capital Economics, вероятность распространения эпидемии коронавируса на территории США является очень низкой. Поэтому дестабилизация ситуации в Китае может привести к снижению лишь на несколько десятых процента роста ВВП США по итогам первого квартала и, скорее всего, переживания по поводу возможного сокращения учетной ставки в США окажутся необоснованными.

Однако по мнению других специалистов, ситуация не выглядит такой оптимистичной. Бет Бовино из S&P Global, к примеру, считает, что масштабный кризис, связанный с разрушением производственных цепочек и цепочек поставок, поставят под откос промышленность США, ситуация в которой только начала восстанавливаться после напряженных торговых конфликтов. По мнению Дэвида Уилкокса, недавнего руководителя исследовательского подразделения ФРС, «два измерения неопределенности» представляют собой сложность оценки влияния китайского вирусного кризиса на экономику США и глобальную экономику. Первая проблема связана с течением заболевания как такового, вторая – с тем, как власти Китая борются с кризисом. Уилкокс, который в настоящее время работает в Институте Петерсона по мировой экономике, утверждает, что распространение вируса является более быстрым, чем это предсказывалось месяц назад, и пока эксперты располагают недостаточной базой фактических данных, чтобы говорить о возможном внесении изменений в монетарную политику США.

Мировые производственные цепочки

Опасность стагнации экономики Китая из-за вспышки коронавируса связана не только с тем, что это может привести к глобальной рецессии. За все 17 лет после эпидемии атипичной пневмонии экономика Китая не просто выросла по своим масштабам. Начиная с 2000-х годов, Китай превратился во второго по величине в мире импортера различных видов сырьевых товаров и промышленной продукции, а интеграция китайских производителей в мировые промышленные и торговые цепочки достигла такой степени, что в этом не под силу до конца разобраться даже наиболее опытным и грамотным экспертам.

Как подчеркивает лондонский «Экономист», фабрика в городе Ухань, к примеру, обеспечивает продукцией какую-либо компанию на территории Китая, которая, в свою очередь, работает на завод в немецком Штуттгарте, и конечный продукт при этом производится в американском Мичигане. Производственный цикл, построенный по принципу «точно вовремя», не дает возможности для каких-либо простоев. Сложность заключается в том, что многие компании не могут даже представить себе потенциальный эффект от остановки производства в Китае, поскольку они не имеют полного представления о каждом отдельном поставщике сырья и материалов, и продукции, участвовавшем в полном производственном цикле. Экономисты также сталкиваются с подобной проблемой, поскольку из-за постоянных изменений в мировой экономике еще не было даже издано достаточно литературы, позволяющей оценить эффект от разрушения мировых производственных цепочек и цепочек поставок.

В настоящее время в мировой прессе пока обсуждаются отдельные случаи закрытия производства автомобилей Hyundai в Корее и марки Nissan – в Японии. Компания Nintendo также приостановила производство некоторых устройств для видеоигр. Компания Foxconn, которая выпускает смартфоны для компаний Apple и Huawei, из-за вспышки коронавируса также сталкивается с серьезными проблемами в производственном процессе. И это, как подчеркивает «Экономист», – только компании, названия которых известны простому обывателю. На долю Китая приходится треть мирового производства химической продукции, половина – экранов LCD и две трети – производства полиэстера.

Одним из ярких примеров отрицательного последствия коронавируса, в связи с закрытием многих предприятий в Китае и функционированием большинства компаний на неполную мощность, является отрасль судоходства. По информации журнала Industry Week, ведущие мировые компании в отрасли судоходства несут убытки в размере $350 млн в неделю. Как подчеркивает издание, вспышка коронавируса не просто нанесла вред отрасли судоходства. Кризис, связанный с распространением вируса, практически сделал ее коммерчески недееспособной.

К примеру, огромные суда, занимающиеся доставкой железной руды и угля в Китай, в настоящее время зарабатывают менее $2600 в сутки, согласно информации лондонского офиса Балтийской биржи. Это представляет собой даже незначительную часть того, что они должны платить членам экипажа. И эта сумма на 93% ниже максимальность значения 2019 года. Супертанкеры, которые занимаются транспортировкой сырой нефти, зарабатывают на 95% ниже максимального значения, которое они получали в 2019 году.

Сырьевые рынки

Для Казахстана, основу экспортного потенциала которого представляют сырьевые товары, наибольший интерес представляет, насколько коронавирус может повлиять на динамику спроса и цен на сырьевых товарных рынках. По оценкам экспертов, одним из самых значительных последствий распространения вируса может стать замедление спроса на нефть, самым крупным потребителем которой в мире является Китай. По информации агентства Bloomberg, Китай в настоящее время потребляет 14 млн баррелей нефти в сутки, что эквивалентно общему объему потребления Франции, Германии, Италии, Испании, Великобритании, Японии и Южной Кореи.

Паническое поведение инвесторов, связанное со вспышкой эпидемии, как известно, уже привело к тому, что в начале февраля спрос на нефть со стороны Китая сократился на 20%, или 3 млн баррелей в сутки. Это снижение явилось самым значительным со времен кризиса 2008-2009 годов, а также после событий, связанных с террористическими атаками в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.

Несмотря на то, что такое масштабное снижение, скорее, послужило эмоциональным проявлением паники, распространение вируса ведет к тому, что многие эксперты пересматривают свои оценки по поведению нефтяного и других товарных рынков. В частности, по информации Reuters, ведущая норвежская консалтинговая компания Rystad Energy пересмотрела свои прогнозы по росту потребления нефти в этом году. В частности, оценка роста спроса на нефть на уровне 1,1 млн баррелей в сутки, сделанная ранее, в настоящее время пересмотрена до 820 тыс. баррелей в сутки. Rystad Energy не исключает, что спрос на нефть может упасть до 650 тыс. баррелей в сутки. По оценкам компании, эпидемия вируса будет сохраняться в феврале-марте текущего года и постепенно пойдет на убыль к июню.

По мнению Гавина Томпсона, вице-руководителя консалтинговой компании Wood Mackenzie по Азии и Тихоокеанскому региону, неопределенность по поводу роста экономики Китая, даже без учета эпидемии, послужила в прошлом году основой для пессимистических оценок компании относительно предсказания повышенной волатильности товарных рынков на 2020 год. Вспышка коронавируса, по оценкам компании, неизбежно повлияет на спрос и цены на нефть и другие сырьевые товары.

Согласно прогнозам Томпсона, в первом квартале текущего года по сравнению с четвертым кварталом 2019 года спрос Китая на нефть снизится на 450 тыс. баррелей в сутки (3,5%-ное снижение). В случае, если усилия китайского правительства и мирового сообщества по сдерживанию эпидемии приведут к желаемым результатам, то восстановление спроса на нефть возможно ожидать к началу лета, как это было в ходе распространения атипичной пневмонии в 2003 году. Однако даже с учетом этого, Wood Mac пересмотрела свою январскую оценку итогового годового спроса на нефть со стороны Китая в 2020 году в сторону снижения на 200 тыс. баррелей в сутки.

Относительно спроса на газ Wood Mac подчеркивает, что даже до начала вспышки коронавируса Китай демонстрировал снижение спроса на природный газ. Причиной сокращения потребления газа было общее замедление экономической активности в Китае. Учитывая, что 60% спроса на газ в Китае формируют электроэнергетические компании и промышленный комплекс, то неудивительно, что распространение коронавируса и связанное с этим массовое закрытие производственных предприятий только усугубит слабое потребление газа в Китае. По информации Wood Mac, покупатели сжиженного газа в Китае даже могут пойти на объявление форс-мажорной ситуации по контрактным поставкам газа.

Кроме рынка нефти и газа, экспертами подчеркивается, что вспышка коронавируса ведет к значительному снижению производства и потребления угля. Во многом это связано с сокращением спроса на электричество, в связи с закрытием производственных предприятий, на нужды которых приходится почти 70% от общего объема спроса на электричество в стране. К примеру, на конец января объем потребления электроэнергии в провинции Хубэй упал до 22,5 гигаватта, что на 21% ниже запланированного уровня. Ожидается, что произойдет замедление импорта угля со стороны Китая, и поставщики угля из Индонезии уже столкнулись с отказом в приобретении угля китайскими компаниями. При этом, цены на уголь в 2019 году уже снизились до такого низкого уровня, что многие мировые поставщики угля оперируют на отрицательной марже.

Разрыв мировых производственных цепочек и отрицательное влияние на мировые товарные рынки и торговлю являются одними из самых основных последствий распространения коронавируса. Среди других последствий можно назвать снижение показателей туризма из Китая в другие страны (расходы КНР на зарубежные поездки составляют $250 млрд в год), сокращение авиаперевозок, а также постоянное напряжение на финансовых рынках. Как предсказывают многие эксперты, только к весне этого года мы сможем понять, оказался ли коронавирус временным шоком или же он послужит основой для глубокого экономического и гуманитарного глобального кризиса. 

Аудит финансовой отчетности

Источник: dknews.kz


Вернуться

Наши лицензии:

   

Заказать звонок