Международная аудиторская компания ТОО «Лира - Аудит»
20 лет на рынке аудиторских услуг, Член международной сети аудиторских организаций Kudos International Network

Новости все новости

14 марта 2019, четверг
По статистике, на 100 жителей Казахстана приходится примерно 15 субъектов МСБ.
подробнее
6 марта 2019, среда
Национальный Банк Казахстана провел исследование на тему, как объемы кредитования влияют на инфляционные процессы в стране, сообщает пресс-служба финрегулятора.
подробнее

СМИ о нас все статьи

12 октября 2011, среда
Видеораздел ТОО "Лира-Аудит"
подробнее

Аудит финансовой отчетности

Аудит финансовой отчетности – выражение мнения в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность. подробнее

Сопутствующие услуги

Мы проводим экспертизу состояния и консультирование по вопросам бухгалтерского учета. подробнее

Как экономика Казахстана превратится в цифровую?

26 декабря 2018

C начала этого года стартовала стратегически важная для страны госпрограмма – «Цифровой Казахстан». Посмотрим, что запланировано и что уже сделано для того, чтобы подготовить экономику Казахстана к четвертой промышленной революции.

В группе «зарождающейся» цифровой экономики

По результатам исследования компании «Бостонская консалтинговая группа» (BCG), отраженным в статье «Казахстан на пути к цифровой экономике», по уровню цифровизации экономики Казахстан в 2016 году занимал 50-ю строчку рейтинга из 85 государств и находится в группе с зарождающейся цифровой экономикой. Цифровой разрыв между государствами-лидерами и отстающими странами увеличивается год от года. Ключом к сохранению конкурентоспособности экономики Казахстана является развитие цифровой составляющей совместными усилиями государства и бизнеса, в том числе в таких отраслях: индустриальной, транспортно-логистической инфраструктуре, сельском хозяйстве, недропользовании, энергетике, образовании и здравоохранении.

Поэтому в этом году стартовала важная для развития современного Казахстана госпрограмма – «Цифровой Казахстан». Она рассчитана на 2017-2020 годы и имеет стратегическое значение для страны. Главная цель программы – «повышение качества жизни населения и конкурентоспособности экономики Казахстана посредством прогрессивного развития цифровой экосистемы». Не случайно основанием для ее разработки послужил Указ президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года».

Фундаментом программы «Цифровой Казахстан» стала госпрограмма «Информационный Казахстан-2020», утвержденная в 2013 году. По результатам трех лет реализации «Информационный Казахстан-2020» было достигнуто ее исполнение на 40%. Однако стремительное развитие информационных технологий в глобальных масштабах потребовало адекватной и своевременной реакции со стороны правительства. Поэтому необходимо было сделать следующий шаг – вовремя инициировать процесс преобразования ключевых отраслей национальной экономики, образования, здравоохранения, а также сферы взаимодействия государства c обществом и бизнесом.

По прогнозам ведущих мировых экспертов, к 2020 году 25% мировой экономики будет цифровой, и внедрение технологий цифровизации экономики, позволяющих государству, бизнесу и обществу эффективно взаимодействовать, становится все более масштабным и динамичным процессом. Расширение роли информационных технологий в работе частного и государственного секторов является основой для перехода к цифровому государству. Для этих целей и была разработана госпрограмма «Цифровой Казахстан».

Цена вопроса

Изначально в проекте госпрограммы «Цифровой Казахстан», который опубликовал в 2016 году АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде», общие расходы на реализацию программы в 2017– 2020 годах должны были составить 384,220 млрд тенге, в том числе, в 2017 году – 25,216 млрд тенге, в 2018 году – 102,188 млрд тенге, в 2019 году – 94, 856 млрд тенге, в 2020 году – 161, 958 млрд тенге. Однако оговаривалось, что объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов на планируемый период. На май 2017 года, в СМИ появились более свежие цифры. Так, в 2017 году на проекты в рамках госпрограммы будет потрачено 12 млрд тенге, в 2018-м — 57,3 млрд тенге, в 2019 году — 25,7 млрд тенге, в 2020-м — 37,9 млрд тенге, наконец, в 2021 году — 17,8 млрд тенге. В итоге, всего планируется освоить бюджет в размере более 150 млрд тенге.

Кто заплатит?

Источником расходов станет государственный бюджет и средства квазигосударственного сектора, частные инвестиции, займы финансовых организаций и институтов развития. Если говорить более конкретно, то в рамках «Цифрового Казахстана» будет реализовано около 140 проектов. И них 44 проекта будут внедрены силами квазигосударственного сектора. Основная масса — 69 проектов будет профинансирована из государственного бюджета, 7 проектов будут реализованы посредством государственно-частного партнерства, 4 проекта будут профинансированы международными финансовыми институтами, за счет местных бюджетов — 9 проектов, наконец, 28 проектов — за счет собственных средств организаций.

Эффектом от вложения такой крупной суммы должны стать вполне осязаемые результаты: проникновение интернета в Казахстане — 81%, рост производительности труда в ИКТ — на 43%, уровень цифровой грамотности населения — 81,5%, уровень удовлетворенности населения качеством самостоятельно полученных услуг в электронной форме — 84%, доля объема производства и реализации товаров (услуг) отрасли ИКТ в общем объеме ВВП — 4,9%.

Достичь эти цели Министерство информации и коммуникаций Республики Казахстан, которое разработало программу, предлагает, действуя в четырех ключевых направлениях. Во-первых, это создание «Цифрового шелкового пути», что означает развитие надежной, доступной, высокоскоростной и защищенной цифровой инфраструктуры. Во-вторых, создание «креативного общества», которое подразумевает развитие компетенций и навыков для цифровой экономики, проведение работ по повышению цифровой грамотности населения, подготовка ИКТ специалистов для отраслей. В-третьих, это цифровые преобразования в отраслях экономики, повсеместное внедрение цифровых технологий для повышения конкурентоспособности различных отраслей экономики. И в-четвертых, формирование «Проактивного цифрового правительства», для чего будет усовершенствована система электронного и мобильного правительства, оптимизирована сфера предоставления государственных услуг.

Отвечают за реализацию программы центральные и местные госорганы.

На что потратим?

«Цифровой шелковый путь» - начало положено

Реализация «Цифрового шелкового пути» тесно связана с развитием современных стандартов сотовой связи и строительством магистральных сетей Интернет. К счастью, подобные инициативы реализуются силами рынка. Сотовые операторы активно достраивают свои сети 4G, а сам стандарт был запущен впервые в Казахстане еще в декабре 2012 года (в городах Астана и Алматы).

Кроме того, АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» напоминает, что Казахстан уже обеспечивает кратчайший маршрут для информационных потоков между Европой и Азией, укрепляя свое конкурентное преимущество на рынке транзита международного трафика. Выступая в качестве координатора межрегиональных инициатив, например, проекта сети TASIM – Трансевразийской высокоскоростной информационной магистрали, Казахстан способствует объединению центров обмена данных Западной Европы и Азии. Согласно анализу Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана ООН ESCAP, Казахстан занимает лидерские позиции по пропускной способности международных каналов связи в странах региона. Сегодня доля Казахстана в наземном транзите Европа – Азия составляет 10%. При этом, трафик по данному направлению сегодня достигает 75 Гбит/с.

Вместе с тем, новые реалии диктуют необходимость постоянного увеличения мощности ИКТ инфраструктуры, скоростных параметров сетей и достижения высокой степени безопасности. Так, по данным Kaspersky Security Network, Казахстан стал объектом 85% интернет атак в Центральной Азии, по сравнению с 8% в Узбекистане, 4% в Кыргызстане, 2% в Туркменистане и 1% в Таджикистане.

Устранение этих угроз и является отличным полем для приложения усилий со стороны государства. Обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности государственных информационных ресурсов априори является базовой задачей для правительства Казахстана. Как показывает практика, надежность ЦОД достигается за счет применения различных схем резервирования инженерной инфраструктуры еще на этапе проектирования ЦОД в соответствии с международными стандартами. При этом катастрофоустойчивость как государственных, так и частных ЦОД обеспечивается за счет резервирования ресурсов на территориально удаленной площадке. Усиление мер информационной безопасности в рамках программы будет осуществляться за счет совершенствования и дальнейшего оснащения испытательных и исследовательских лабораторий Государственной технической службы, создания системы аккредитации органов, подтверждающих соответствие требованиям стандартов по информационной безопасности. Также необходимо совершенствование информационной безопасности на критически важных производственных объектах, в таких отраслях как нефтегазовая, урановая, электроэнергетика и т.д.

Для исключения потери данных государственных информационных систем в результате выхода из строя, либо временной неисправности серверного центра государственных органов, программой предусматривается создание высоконадежного и легко масштабируемого ЦОД государственных органов в соответствии с требованиями международных стандартов и информационной безопасности.

Изучение международного опыта показало, что эффективным средством борьбы с различными видами правонарушений с абонентскими устройствами подвижной сети (сотовые телефоны) является блокировка от подключения к сотовым сетям по IMEI-коду неправомерно используемых и ввезенных телефонов. В итоге заблокированный телефон не представляет интереса для потенциальных пользователей, так как не может быть использован по прямому назначению.

Этот метод используется в Азербайджане, Турции и других государствах, в которых существуют Единые банки данных IMEI-кодов телефонов с ведением «белого», «серого» и «черного» списков.

Решением этих проблем является создание в Республике Казахстан единой базы данных идентификационных кодов абонентских устройств подвижной сети. Создание единой базы данных идентификационных кодов абонентских устройств подвижной сети позволит заблокировать подключение к сетям краденные, нелегально завезенные в страну мобильные устройства, в результате чего исчезнет целесообразность совершения экономической контрабанды и кражи телефонов.

Развиваем «креативное общество»

По этому направлению главной задачей является повышение уровня компьютерной грамотности и повышение квалификации сотрудников ИКТ. Выступая с докладом в мае этого года, министр информации и коммуникаций Даурен Абаев в первую очередь обратил внимание на реализацию государственной программы «Информационный Казахстан». «Госпрограмма досрочно выполнила свое предназначение, а основные целевые индикаторы, запланированные на 2017 год, уже достигнуты, - сообщил глава ведомства. - Так, в рейтинге Doing business Всемирного банка Казахстан занял 35-е место, а доля сектора ИКТ в ВВП страны выросла с 3,5% до 3,9%. Уровень компьютерной грамотности населения превысил 76%».

По его информации, в Казахстане более 84% домохозяйств пользуются Интернетом, число абонентов национальной спутниковой сети превысило 1,2 млн, 71% населения обращается за информацией к отечественным СМИ. Ежегодно по специальностям ИКТ в Казахстане выпускаются в среднем 30 тыс. чел. (поданным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК РК: вуз - 13 тыс.чел., технического и профессионального образования - 17 тыс.чел.; по международной стипендии «Болашак» - 200 чел.).

Вместе с тем, по сей день существует ряд вызовов, заключающихся в необходимости повышения производительности труда путем профессиональной подготовки, повышения конкурентоспособности инновационных отечественных компаний и новых медийных платформ для расширения участия граждан в развитии цифрового общества. Отчет «Цифровые дивиденды» Всемирного банка также подтверждает, что по мере того, как новые технологии будут развиваться и проникать во все новые профессии, работникам придется постоянно оценивать и повышать свою квалификацию.

В программе предусмотрено приведение в соответствие уровня образования выпускников требованиям работодателей в отрасли ИКТ. Действуя в виде моста между системой образования и работодателями, программа включает в себя мероприятия для поддержки системы образования, с целью создания реальных навыков для новых рабочих мест в экономике.

В ходе реализации программы будут охвачены профессиональные кадры в сфере образования, медицины, производства путем их обучения практическим цифровым навыкам. Такой подход позволит выявлять потребность на основе новых тенденций и привлечь соответствующие организации, которые будут оказывать необходимую помощь в специализированной подготовке. Так как спрос на эти навыки становится все большим, будет создана инициатива развития подобных стратегически важных навыков в ключевых отраслях экономики путем открытия Центров компетенций на базе передовых вузов Казахстана.

С целью повышения цифровой грамотности населения в рамках реализации программы будет разработан комплекс учебных материалов и организован процесс обучения всех слоев населения во всех регионах Казахстана.

Создаем «цифровые отрасли»

В сельском хозяйстве РК доля сельхоз товаропроизводителей, применяющих цифровые технологии при производстве сельскохозяйственной продукции незначительна, что негативно сказывается на росте урожайности и сокращении расходов при ведении сельского хозяйства.

По данным «Зерде», для дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли в рамках программы планируется: автоматизация процесса субсидирования сельского хозяйства, которая способствовала бы повышению прозрачности и эффективности предоставляемых субсидий, а так же контролю за освоением выделенных средств; развитие автоматизации регистрации, залога, выдачи сельскохозяйственной техники, выдачи водительских удостоверений позволит оперативно оказывать государственные услуги в области технической инспекции для населения, вести централизованный мониторинг и контроль за техническим состоянием сельскохозяйственной техники и соблюдением законодательства в области технического контроля и безопасности дорожного движения; автоматизация прослеживаемости животноводческой продукции, обеспечивающая полноценный учет объектов, идентификацию животных, отслеживание перемещений, включающая систему реагирования на заболевания, которая позволит представителям отрасли быстро и эффективно реагировать на различные заболевания при их возникновении; автоматизация прослеживаемости растениеводческой продукции позволит проследить весь жизненный цикл продукции, включая процессы производства, хранения, транспортировки, реализации, уничтожения/утилизации; автоматизация мониторинга за оборотом рыбы и рыбной продукции позволит снизить объем браконьерства и незаконного оборота рыбной продукции, а так же обеспечит сохранение рыбных ресурсов, сбор и своевременную обработку информации о деятельности рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих организаций, предприятий, занимающихся закупом и сбытом рыбы и рыбной продукции, ее оптовой и розничной реализацией.

Как фундамент информационно-коммуникационной инфраструктуры отрасли недропользования в Казахстане, в рамках реализации государственной программы «Цифровой Казахстан», планируется создать «Национальный банк данных» минеральных ресурсов». Идея заключается в том, что предоставляя единый инструмент для сбора и хранения данных, получаемых от существующих недропользователей, государство не только обеспечит сохранность данных о недрах, но также сможет привлечь дополнительные инвестиции в отрасль, путем предоставления этих данных потенциальным инвесторам. Кроме того, этот инструмент позволит повысить прозрачность государственного управления минерально-сырьевым комплексом за счет автоматизации процессов предоставления права недропользования, исключающего непосредственное взаимодействие государственных органов с субъектами права недропользования.

Также для цифровизации промышленности в Казахстане McKinsey&Co совместно с СЭЗ «Парк инновационных технологий» (AlmatyTechGarden) планирует создать Центр компетенции по цифровой промышленности на базе Центра компетенции ГМК совместно с технологическими транснациональными компаниями, целью которого будет проведение пилотных проектов на добывающих предприятиях по оптимизации и автоматизации производственных процессов, проведения проектов по сбору и углубленному анализу данных.

В первую очередь будет создана информационно-коммуникационная инфраструктура, а именно будут проведены мероприятия по подключению широкополосного доступа к сети Интернет, а также промышленного Интернета для реализации проектов по цифровой промышленности на 10 крупных предприятиях и 1 специальной экономической зоне.

В дальнейшем планируется реализация 10 проектов по частичной автоматизации производства путем внедрения и модернизации системы датчиков.

Расширять применение цифровых технологий планируют в транспорте и логистике путем создания Интеллектуальной транспортной системы. В Казахстане внедрение ИТС позволит решить следующие задачи: увеличить транзитный потенциал путем управления ТС (маршрутизация транзитного транспорта, планирование движения транзитного транспорта, соблюдение установленного уровня сервиса, обеспечение гарантированного времени прохождения транзитного потока, объединение бортового оборудования, необходимого для управления транзитным транспортом); усиление безопасности на транспорте; логистика и управление транспортом (обеспечивает управление пассажирскими и грузовыми перевозками, в том числе перевозками опасных грузов), повышение безопасности регулярных пассажирских перевозок при помощи автоматизации функций контроля перевозок; ускорение реагирования и повышение эффективности действий всех служб на транспорте.

Кроме того в рамках проекта будет развиваться электронная торговля, финансовые технологии, цифровизовано здравоохранение, образование, будут строиться Smart-города.

Проактивное правительство e-gov

По последним данным ООН и Всемирного экономического форума, Казахстан по индексу электронного правительства занимает 33-е, а по индексу сетевой готовности - 39-е место, лидируя среди стран СНГ.

В первом полугодии 2017 года порталом eGov гражданам было оказано более 18 млн услуг. При этом в топ-пять популярных услуг, оказанных посредством портала электронного правительства, вошла услуга «Выдача информации о поступлении и движении средств вкладчика единого накопительного пенсионного фонда». За первое полугодие текущего года данной услугой воспользовались 1 426 237 раз.

Наибольшее количество услуг оказано по выдаче адресных справок с места жительства - более 10 млн, на втором и третьем месте - справки о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество – более 2 млн и справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества – более 2 млн, на четвертом месте – выдача информации для вкладчика ЕНПФ. Завершает топ услуг выдача справки о наличии либо отсутствии сведений о совершении лицом уголовного правонарушения - 855 114.

Стоит также отметить, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,4 млрд тенге увеличилась общая сумма платежей, произведенных через платежный шлюз eGov. В первом полугодии текущего года эта цифра составила 7,7 млрд тенге.

Аудит финансовой отчетности

Источник: total.kz 


Вернуться

Наши лицензии:

   

Заказать звонок