Международная аудиторская компания ТОО «Лира - Аудит»
20 лет на рынке аудиторских услуг, Член международной сети аудиторских организаций Kudos International Network

Новости все новости

19 сентября 2018, среда
Средневзвешенный курс доллара на дневной сессии снизился до 368,62 тенге
подробнее
6 сентября 2018, четверг
Классификация товаров может осуществляться как самим декларантом, так и таможенными органами.
подробнее

СМИ о нас все статьи

12 октября 2011, среда
Видеораздел ТОО "Лира-Аудит"
подробнее

Аудит финансовой отчетности

Аудит финансовой отчетности – выражение мнения в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность. подробнее

Сопутствующие услуги

Мы проводим экспертизу состояния и консультирование по вопросам бухгалтерского учета. подробнее

Единый платеж в 0,5 и 1 МРП и другие новшества социального законопроекта

21 июня 2018

15 июня 2018 года под председательством министра труда и социальной защиты населения РК Мадины Абылкасымовой состоялся круглый стол на тему «Формализация самостоятельно и неформально занятого населения: необходимые законодательные меры», сообщает пресс-служба Премьер-Министра Республики Казахстан.

В ходе круглого стола были подробно рассмотрены новеллы нового проекта закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам легализации деятельности неформально занятых», который будет внесен в Мажилис Парламента во II квартале 2018 г.

Эксперты обсудили вопросы неформальной занятости, введения единого совокупного платежа, классификации занятого населения, совершенствования статистического учета.

В мероприятии приняли участие депутаты Парламента, представители международных и неправительственных организаций, лидеры общественного мнения, общественные деятели, представители бизнеса, руководители государственных органов и социальных фондов страны.

Министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова напомнила, что в Послании «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» Глава государства отметил важность обеспечения эффективности рынка труда, создание условий для того, чтоб чтобы каждый мог реализовать свой потенциал.

В этой связи разработан Законопроект по вопросам формализации занятости населения, предусматривающий комплекс налоговых и административно-правовых мер.


Рынок труда и неформальная занятость

Следует отметить, что работа по формализации и вовлечению самостоятельно и неформально занятого населения в экономику страны проводится в рамках поручений Президента и внедрения системы обязательного социального медицинского страхования.

Согласно данным официальной статистики, в 2017 г. численность рабочей силы в Казахстане составила немногим более 9 млн человек. По сравнению с 2010 г. наблюдается увеличение численности рабочей силы почти на 417 тыс. человек или около 5%. Количество занятого населения увеличилось на 471 тыс. человек до 8,5 млн.

Всего с 2010 г. число наемных работников увеличилась на 20%, а самозанятых, наоборот, сократилась на 22%.

Текущий уровень самостоятельной занятости в Казахстане (24%) соответствует уровню сопоставимых стран. К примеру, в Южной Корее доля самозанятых в структуре занятого населения находится на уровне 25%.

С 2010 г. численность безработных в Казахстане сократилась на 12%: с 497 тыс. человек до 442 тыс. Сегодня уровень безработицы в Казахстане является одним из самых низких в мире — 4,9%, в странах ОЭСР — в среднем 5,5%.

Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК в 2017 году число неформально занятых в экономике составило порядка 1,4 млн человек (16%), что ниже среднемирового уровня в 2,2 раза (35%). Например, уровень неформальной занятости в Финляндии равен 18%, Бразилии - 37%, Аргентина — 48%, Мексика — 57% (данные Всемирного банка).

Для чего нужен новый закон?

Главной причиной неформальной занятости является несовершенство правового и налогового регулирования, ограничение подходящих правовых форм и налоговых режимов, что снижает стимулы для регистрации.

Среди наемных работников причиной неформальной занятости является отсутствие иного правового или налогового режима, помимо индивидуального предпринимательства или трудового контракта. С этим связаны сложные процессы регистрации, высокая финансовая нагрузка и сложное администрирование.

Для людей, занятых работой в личном подсобном хозяйстве, отсутствует отдельная организационно-правовая форма, вследствие чего все они автоматически получают статус «неформальных».

Отсутствие требования о регистрации в органах госдоходов при доходе в размере менее 12 МЗП приводит к тому, что такие предприниматели (самозанятые на индивидуальной основе) автоматически получают статус «неформальных».

Для решения вышеуказанных проблем Министерством труда и социальной защиты населения совместно с заинтересованными органами разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам формализации занятости населения».

«Это приведет к упрощению регистрации и облегчению налогового бремени, предоставит право на получение медицинских услуг в рамках ОСМС и назначение социальных выплат из системы обязательного социального страхования», — сказал в ходе обсуждения вице-министр труда и социальной защиты РК Н. Альтаев.

Что такое единый совокупный платеж?

В настоящее время при осуществлении предпринимательской деятельности самостоятельно занятые имеют возможность применять один из 6 налоговых режимов.

При этом во всех режимах необходимы регистрация, подача отчетности/декларации, отдельно уплачиваются социальные платежи. Соответственно, препятствиями для регистрации являются высокая финансовая нагрузка, сложная процедура регистрации и снятия с учета в налоговых органах, наличие многочисленных платежных систем, сложность администрирования и предоставления отчетности.

«В этой связи, в настоящее время в рамках законопроекта предусматривается упрощение регистрации и облегчение налогового бремени посредством введения единого совокупного платежа.

ЕСП позволит физическим лицам, осуществляющим деятельность с целью получения заработка и (или) извлечения доходов, уведомить государство о своей деятельности и стать участниками социального и медицинского страхования, тем самым обеспечивая социальную защищенность», — отметил во время проведения круглого стола вице-министр труда и социальной защиты РК Н. Альтаев.

Так, для плательщиков ЕСП будут определены более низкие ставки по налогу и социальным платежам, чем в общем режиме. Размер ЕСП будет фиксированным, это значит, что не будет необходимости самостоятельно исчислять суммы взносов в различные социальные фонды.

Так, по данным МТСЗН РК, планируется, что размер ЕСП для жителей города составит один МРП, села — половина МРП.

В ходе беседы вице-министр труда и соцзащиты Нуржан Альтаев подробно рассказал, как распределят поступившие средства. Таким образом:

10% пойдут на индивидуальный подоходный налог;

20% - в государственный Фонд обязательного социального страхования;

30% - на пенсионные выплаты;

40% - в Фонд обязательного социального медицинского страхования.

Классификация занятого населения

В законодательстве на сегодняшний день отсутствует четкая классификация занятого населения, что приводит к расхождению в категориях плательщиков в законах РК «Об обязательном социальном медицинском страховании», «Об обязательном социальном страховании», «О пенсионном обеспечении в РК».

В связи с этим, в законопроекте предлагается упорядочить определение и классификацию занятого населения во всех нормативно-правовых актах.

Это позволит своевременно выявлять целесообразность и определять меры государственной поддержки: вовлечения в продуктивную занятость, охвата инструментами социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения.

Мадина Абылкасымова, министр труда и соцзащиты: «Из 2 700 тыс. человек, которые на начало года не имели статус, на сегодня актуализирован статус у 800 тыс. человек. 309 тыс. работников заключили трудовые договора, 17 тыс. предпринимателей зарегистрировали свою деятельность, порядка 1,8 млн человек не имеют официального статуса. Работа с ними будет продолжена совместно с местными исполнительными органами».

Социальный портрет самозанятого населения обрисовал научный руководитель Центра исследований прикладной экономики Жаксылык Кулекеев.

«Самозанятое население - сформировавшийся класс. Надо прорабатывать государственные меры по стимулированию самозанятых и совершенствовать фонды регистрации», — сказал Ж. Кулекеев.

Общие принципы статистической классификации занятого населения во всем мире одинаковы и базируются на методологии Международной организации труда (МОТ) 1993 года, согласно которой занятые делятся на 5 групп:

  • наемные работники;
  • работодатели;
  • работающие на индивидуальной основе;
  • члены производственных кооперативов;
  • работники семейных предприятий.

Последние четыре образуют категорию самостоятельно занятых.

Казахстан при статистическом учете также придерживается данного принципа классификации занятых:

  • наемные работники;
  • самостоятельно занятые работники, в т.ч.:
  • работодатели;
  • самостоятельные работники;
  • члены кооператива;
  • помогающие (неоплачиваемые) работники семейных предприятий.

Ожидается, что в октябре 2018 года на конференции МОТ будет принята новая классификация. МОТ планирует отойти от действующей классификации ввиду появления групп, которые не подпадают ни под одну из существующих категорий. В результате разработан проект новой международной классификации статуса занятых (ISCE-18), согласно которому предлагается сразу два способа классификации.

Первый делит работников по типу полномочий на «зависимые» и «независимые» работники.

Второй — по типу экономического риска на «работников, ориентированных на прибыль» и «работников, ориентированных на заработную плату».

В этой связи, Казахстаном будет рассмотрен вопрос перехода к новым принципам классификации занятого населения после принятия соответствующей резолюции МОТ.

Резюме

Участники круглого стола в целом согласились с предложениями разработчиков законопроекта упорядочить определения и классификацию занятого населения во всех нормативно-правовых актах.

Во-первых, ввести единые определения «занятого лица» и «самостоятельно занятого лица», имеющие концептуальный характер.

Занятое лицо — физическое лицо, осуществляющее деятельность с целью получения заработка и (или) извлечения доходов, путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Самостоятельно занятое лицо — физическое лицо, самостоятельно осуществляющее деятельность с целью извлечения дохода, в том числе использующее для этих целей труд других лиц, при условии, что оно не является наемным лицом.

Во-вторых, ввести четкую классификацию занятого населения с выделением конкретных категорий, что позволит выявить целесообразность и определить необходимые меры государственной поддержки (вовлечение в продуктивную занятость, охват инструментами социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения).

Согласно проекту закона, к занятым лицам будут относиться:

1) работающие по трудовому договору, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (трудовую функцию);

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, занимающиеся частной практикой;

4) получающие доходы по договорам гражданско-правового характера;

5) являющиеся учредителями (участниками, акционерами) хозяйственных товариществ и акционерных обществ, а также членами производственных кооперативов, при условии отсутствия участия государства;

6) являющиеся учредителями (членами) крестьянского или фермерского хозяйства;

7) занятые деятельностью на личных подсобных хозяйствах с целью получения дохода;

8) осуществляющие деятельность с целью получения заработка и (или) извлечения доходов;

9) без заключения договоров и (или) без государственной регистрации деятельности;

10) проходящие службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях, правоохранительных и специальных государственных органах РК;

11) граждане РК, временно работающие за пределами РК.

В-третьих, необходима корректировка и унификация категорий плательщиков в законах «Об обязательном социальном медицинском страховании», «Об обязательном социальном страховании», «О пенсионном обеспечении».

Соответствующий проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам легализации деятельности неформально занятых» будет внесен в Мажилис Парламента во II квартале 2018 г.

Аудит финансовой отчетности

Источник: zakon.kz


Вернуться

Наши лицензии:

   

Заказать звонок