Международная аудиторская компания ТОО «Лира - Аудит»
20 лет на рынке аудиторских услуг, Член международной сети аудиторских организаций Kudos International Network

Новости все новости

11 июля 2018, среда
За год этот показатель возрос на 14%
подробнее
4 июля 2018, среда
Официальный курс — 343 тенге за доллар США
подробнее

СМИ о нас все статьи

12 октября 2011, среда
Видеораздел ТОО "Лира-Аудит"
подробнее

Аудит финансовой отчетности

Аудит финансовой отчетности – выражение мнения в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность. подробнее

Сопутствующие услуги

Мы проводим экспертизу состояния и консультирование по вопросам бухгалтерского учета. подробнее

Единый платеж в 0,5 и 1 МРП и другие новшества социального законопроекта

21 июня 2018

15 июня 2018 года под председательством министра труда и социальной защиты населения РК Мадины Абылкасымовой состоялся круглый стол на тему «Формализация самостоятельно и неформально занятого населения: необходимые законодательные меры», сообщает пресс-служба Премьер-Министра Республики Казахстан.

В ходе круглого стола были подробно рассмотрены новеллы нового проекта закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам легализации деятельности неформально занятых», который будет внесен в Мажилис Парламента во II квартале 2018 г.

Эксперты обсудили вопросы неформальной занятости, введения единого совокупного платежа, классификации занятого населения, совершенствования статистического учета.

В мероприятии приняли участие депутаты Парламента, представители международных и неправительственных организаций, лидеры общественного мнения, общественные деятели, представители бизнеса, руководители государственных органов и социальных фондов страны.

Министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова напомнила, что в Послании «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» Глава государства отметил важность обеспечения эффективности рынка труда, создание условий для того, чтоб чтобы каждый мог реализовать свой потенциал.

В этой связи разработан Законопроект по вопросам формализации занятости населения, предусматривающий комплекс налоговых и административно-правовых мер.


Рынок труда и неформальная занятость

Следует отметить, что работа по формализации и вовлечению самостоятельно и неформально занятого населения в экономику страны проводится в рамках поручений Президента и внедрения системы обязательного социального медицинского страхования.

Согласно данным официальной статистики, в 2017 г. численность рабочей силы в Казахстане составила немногим более 9 млн человек. По сравнению с 2010 г. наблюдается увеличение численности рабочей силы почти на 417 тыс. человек или около 5%. Количество занятого населения увеличилось на 471 тыс. человек до 8,5 млн.

Всего с 2010 г. число наемных работников увеличилась на 20%, а самозанятых, наоборот, сократилась на 22%.

Текущий уровень самостоятельной занятости в Казахстане (24%) соответствует уровню сопоставимых стран. К примеру, в Южной Корее доля самозанятых в структуре занятого населения находится на уровне 25%.

С 2010 г. численность безработных в Казахстане сократилась на 12%: с 497 тыс. человек до 442 тыс. Сегодня уровень безработицы в Казахстане является одним из самых низких в мире — 4,9%, в странах ОЭСР — в среднем 5,5%.

Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК в 2017 году число неформально занятых в экономике составило порядка 1,4 млн человек (16%), что ниже среднемирового уровня в 2,2 раза (35%). Например, уровень неформальной занятости в Финляндии равен 18%, Бразилии - 37%, Аргентина — 48%, Мексика — 57% (данные Всемирного банка).

Для чего нужен новый закон?

Главной причиной неформальной занятости является несовершенство правового и налогового регулирования, ограничение подходящих правовых форм и налоговых режимов, что снижает стимулы для регистрации.

Среди наемных работников причиной неформальной занятости является отсутствие иного правового или налогового режима, помимо индивидуального предпринимательства или трудового контракта. С этим связаны сложные процессы регистрации, высокая финансовая нагрузка и сложное администрирование.

Для людей, занятых работой в личном подсобном хозяйстве, отсутствует отдельная организационно-правовая форма, вследствие чего все они автоматически получают статус «неформальных».

Отсутствие требования о регистрации в органах госдоходов при доходе в размере менее 12 МЗП приводит к тому, что такие предприниматели (самозанятые на индивидуальной основе) автоматически получают статус «неформальных».

Для решения вышеуказанных проблем Министерством труда и социальной защиты населения совместно с заинтересованными органами разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам формализации занятости населения».

«Это приведет к упрощению регистрации и облегчению налогового бремени, предоставит право на получение медицинских услуг в рамках ОСМС и назначение социальных выплат из системы обязательного социального страхования», — сказал в ходе обсуждения вице-министр труда и социальной защиты РК Н. Альтаев.

Что такое единый совокупный платеж?

В настоящее время при осуществлении предпринимательской деятельности самостоятельно занятые имеют возможность применять один из 6 налоговых режимов.

При этом во всех режимах необходимы регистрация, подача отчетности/декларации, отдельно уплачиваются социальные платежи. Соответственно, препятствиями для регистрации являются высокая финансовая нагрузка, сложная процедура регистрации и снятия с учета в налоговых органах, наличие многочисленных платежных систем, сложность администрирования и предоставления отчетности.

«В этой связи, в настоящее время в рамках законопроекта предусматривается упрощение регистрации и облегчение налогового бремени посредством введения единого совокупного платежа.

ЕСП позволит физическим лицам, осуществляющим деятельность с целью получения заработка и (или) извлечения доходов, уведомить государство о своей деятельности и стать участниками социального и медицинского страхования, тем самым обеспечивая социальную защищенность», — отметил во время проведения круглого стола вице-министр труда и социальной защиты РК Н. Альтаев.

Так, для плательщиков ЕСП будут определены более низкие ставки по налогу и социальным платежам, чем в общем режиме. Размер ЕСП будет фиксированным, это значит, что не будет необходимости самостоятельно исчислять суммы взносов в различные социальные фонды.

Так, по данным МТСЗН РК, планируется, что размер ЕСП для жителей города составит один МРП, села — половина МРП.

В ходе беседы вице-министр труда и соцзащиты Нуржан Альтаев подробно рассказал, как распределят поступившие средства. Таким образом:

10% пойдут на индивидуальный подоходный налог;

20% - в государственный Фонд обязательного социального страхования;

30% - на пенсионные выплаты;

40% - в Фонд обязательного социального медицинского страхования.

Классификация занятого населения

В законодательстве на сегодняшний день отсутствует четкая классификация занятого населения, что приводит к расхождению в категориях плательщиков в законах РК «Об обязательном социальном медицинском страховании», «Об обязательном социальном страховании», «О пенсионном обеспечении в РК».

В связи с этим, в законопроекте предлагается упорядочить определение и классификацию занятого населения во всех нормативно-правовых актах.

Это позволит своевременно выявлять целесообразность и определять меры государственной поддержки: вовлечения в продуктивную занятость, охвата инструментами социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения.

Мадина Абылкасымова, министр труда и соцзащиты: «Из 2 700 тыс. человек, которые на начало года не имели статус, на сегодня актуализирован статус у 800 тыс. человек. 309 тыс. работников заключили трудовые договора, 17 тыс. предпринимателей зарегистрировали свою деятельность, порядка 1,8 млн человек не имеют официального статуса. Работа с ними будет продолжена совместно с местными исполнительными органами».

Социальный портрет самозанятого населения обрисовал научный руководитель Центра исследований прикладной экономики Жаксылык Кулекеев.

«Самозанятое население - сформировавшийся класс. Надо прорабатывать государственные меры по стимулированию самозанятых и совершенствовать фонды регистрации», — сказал Ж. Кулекеев.

Общие принципы статистической классификации занятого населения во всем мире одинаковы и базируются на методологии Международной организации труда (МОТ) 1993 года, согласно которой занятые делятся на 5 групп:

  • наемные работники;
  • работодатели;
  • работающие на индивидуальной основе;
  • члены производственных кооперативов;
  • работники семейных предприятий.

Последние четыре образуют категорию самостоятельно занятых.

Казахстан при статистическом учете также придерживается данного принципа классификации занятых:

  • наемные работники;
  • самостоятельно занятые работники, в т.ч.:
  • работодатели;
  • самостоятельные работники;
  • члены кооператива;
  • помогающие (неоплачиваемые) работники семейных предприятий.

Ожидается, что в октябре 2018 года на конференции МОТ будет принята новая классификация. МОТ планирует отойти от действующей классификации ввиду появления групп, которые не подпадают ни под одну из существующих категорий. В результате разработан проект новой международной классификации статуса занятых (ISCE-18), согласно которому предлагается сразу два способа классификации.

Первый делит работников по типу полномочий на «зависимые» и «независимые» работники.

Второй — по типу экономического риска на «работников, ориентированных на прибыль» и «работников, ориентированных на заработную плату».

В этой связи, Казахстаном будет рассмотрен вопрос перехода к новым принципам классификации занятого населения после принятия соответствующей резолюции МОТ.

Резюме

Участники круглого стола в целом согласились с предложениями разработчиков законопроекта упорядочить определения и классификацию занятого населения во всех нормативно-правовых актах.

Во-первых, ввести единые определения «занятого лица» и «самостоятельно занятого лица», имеющие концептуальный характер.

Занятое лицо — физическое лицо, осуществляющее деятельность с целью получения заработка и (или) извлечения доходов, путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Самостоятельно занятое лицо — физическое лицо, самостоятельно осуществляющее деятельность с целью извлечения дохода, в том числе использующее для этих целей труд других лиц, при условии, что оно не является наемным лицом.

Во-вторых, ввести четкую классификацию занятого населения с выделением конкретных категорий, что позволит выявить целесообразность и определить необходимые меры государственной поддержки (вовлечение в продуктивную занятость, охват инструментами социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения).

Согласно проекту закона, к занятым лицам будут относиться:

1) работающие по трудовому договору, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (трудовую функцию);

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, занимающиеся частной практикой;

4) получающие доходы по договорам гражданско-правового характера;

5) являющиеся учредителями (участниками, акционерами) хозяйственных товариществ и акционерных обществ, а также членами производственных кооперативов, при условии отсутствия участия государства;

6) являющиеся учредителями (членами) крестьянского или фермерского хозяйства;

7) занятые деятельностью на личных подсобных хозяйствах с целью получения дохода;

8) осуществляющие деятельность с целью получения заработка и (или) извлечения доходов;

9) без заключения договоров и (или) без государственной регистрации деятельности;

10) проходящие службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях, правоохранительных и специальных государственных органах РК;

11) граждане РК, временно работающие за пределами РК.

В-третьих, необходима корректировка и унификация категорий плательщиков в законах «Об обязательном социальном медицинском страховании», «Об обязательном социальном страховании», «О пенсионном обеспечении».

Соответствующий проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам легализации деятельности неформально занятых» будет внесен в Мажилис Парламента во II квартале 2018 г.

Аудит финансовой отчетности

Источник: zakon.kz


Вернуться

Наши лицензии:

   

Заказать звонок