Международная аудиторская компания ТОО «Лира - Аудит»
26 лет работы в сфере консалтинговых и аудиторских услуг

Новости все новости

14 марта 2024, четверг
Сроки хранения документов изменятся
подробнее
7 марта 2024, четверг
Правила по защите персональных данных изменены
подробнее

Аудит финансовой отчетности

Аудит финансовой отчетности – выражение мнения в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность. подробнее

Сопутствующие услуги

Мы проводим экспертизу состояния и консультирование по вопросам бухгалтерского учета. подробнее

Изменения в законодательство по вопросам социального обеспечения

5 августа 2013

Митюгина Г.Д., советник налоговой службы II ранга,

Член палаты налоговых консультантов Республики Казахстан

Вниманию работодателей!

Законом Республики Казахстан от 04.02.2013 года № 75- V внесены дополнения и изменения в некоторые законодательные акты, в т.ч. в законодательство об обязательном социальном страховании, о пенсионном обеспечении, в Трудовой кодекс и др.

Указанный закон вступил в силу с 17 февраля 2013 года (через 10 календарных дней после первого официального опубликования, опубликован в газете «Казахстанская правда» 6.02.2013г.).

Вниманию работодателей предлагаются наиболее важные дополнения и изменения, влияющие на исчисление и уплату обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

1. Закон РК «О пенсионном обеспечении»

1.В пункте 7 статьи 22 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении» определено, что обязательные пенсионные взносы , удержанные и не перечисленные агентами с доходов за бывших работников, место нахождение которых не известно,перечисляются вместе с пеней (начисленной до 1.01.05г.) в бюджет в порядке,установленном Правительством Республики Казахстан. Пеня по таким обязательным пенсионным взносам, начисленная после 1 января 2005 года, подлежит списанию.

2.В пункте 2 статьи 22-4 Закона, предусматривающем взыскание с банковских счетов задолженности по обязательным пенсионным взносам на основании уведомления налоговых органов, установлено, что уведомление о задолженности по обязательным пенсионным взносам не направляется, если задолженность не превышает сумму в размере одного месячного расчетного показателя (в 2013г. МРП= 1731 тг.).

3.Статья 24 Закона дополнена пунктом 1-1, согласно которому расчет по исчисленным, удержанным (начисленным) и перечисленным суммам ОПВ в налоговые органы не представляется по лицам, освобожденным от уплаты ОПВ, в соответствии с пунктами 3, 3-1, 3-2 статьи 22 Закона (по лицам, достигшим пенсионного возраста; по инвалидам 1 и 2 групп инвалидности, если инвалидность установлена бессрочно; по бывшим военнослужащим и работникам силовых структур, вышедшим в отставку по выслуге лет).

4. Согласно пункту 2 статьи 25 Закона наложение ареста или обращение взысканий на обязательные пенсионные взносы, пени, пенсионные активы и пенсионные накопления по долгам вкладчика, получателя, Центра, НПФ - не допускается.

II. В Закон РК «Об обязательном социальном страховании»

1.Изменена редакция статьи 8 Закона, определяющей лиц, подлежащих обязательному страхованию. После внесения изменений статья будет действовать в следующей редакции: «Обязательному социальному страхованию подлежат работники, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан, за исключением получателей пенсионных выплат из Центра». Из действующего ранее текста убраны слова «за исключением работающих пенсионеров» и статья дополнена текстом «за исключением получателей пенсионных выплат из Центра»).По данному изменению работодателям потребуются разъяснения государственного уполномоченного органа (Минтруда и социальной защиты населения).

2. Пункт 2 статьи 15 Закона об обязательном социальном страховании дополнен текстом: « В случае если общая сумма начисленных доходов работнику за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленной законом о республиканском бюджете, то объект исчисления социальных отчислений определяется исходя из минимального размера заработной платы».

С вступлением в действие изменений, предусмотренных Законом РК № 75-V, работодатели при исчислении социальных отчислений должны соблюдать не только установленный максимальный размер объекта исчисления (не более 10 МЗП), но и минимальный размер ( не менее 1 МЗП).

3.После внесения изменений в пункте 2 статьи 17 Закона об обязательном социальном страховании предусмотрено, что уведомление о задолженности по социальным отчислениям не направляется, если задолженность по сумме не превышает размер одного месячного расчетного показателя (2013г. – 1731 тг.).

В связи с этим положением плательщикам социальных отчислений налоговые органы не могут закрывать расчетные счета, если задолженность по социальным отчислениям не превышать сумму в размере 1 МРП.

II. В Трудовой кодекс

Трудовой кодекс дополнен статьей 194-1 следующего содержания: «Статья 194-1. Особенности оплаты отпуска по беременности и родам, отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей)

Работодатель оплачивает отпуск по беременности и родам, отпуск работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), с сохранением средней заработной платы, если это предусмотрено условиями трудового и (или) коллективного договора, актом работодателя, за вычетом суммы социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), осуществленной в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном страховании».

Исходя из этой нормы, оплата указанных отпусков не является обязательством работодателя перед работником, если эти положения не предусмотрены в трудовых, коллективных договорах или отдельным актом. При этом, оплата осуществляется только в виде разницы между исчисленной работодателем оплатой отпуска с учетом средней заработной платы и суммой социальной выплаты, начисленной Государственным фондом социального страхования, в связи с потерей дохода из-за ухода в отпуск по беременности и родам, или усыновлением новорожденного ребенка. Выплата работодателем таких сумм работнице будет рассматриваться как доход работницы, с которого исчисляются ОПВ, ИПН, социальный налог и социальные отчисления. Работодатель может свои затраты на такие выплаты, как расходы на выплату дохода работнице, отнести на вычеты.


Вернуться

Наши лицензии:

   

Заказать звонок